Сфера влияния программы

 

В обществе нет достаточного понимания прав человека. Низкий уровень информированности общественности о правах человека и основных свободах, о механизмах их защиты создает ситуацию, в которой даже активность граждан, направленная на представление и защиту общественных интересов, часто остается напрасной.

Можно выделить несколько составляющих, которые конкретизируют эту проблему.
Первая составляющая заключается в существующей практике подмены содержания понимания прав человека. Все чаще права человека используются как политический инструмент, как магическое словосочетание, которое помогает прикрыть недостаток языка или чего-либо другого в политических дискуссиях.

Вторая составляющая заключается в отсутствии четкой беспрерывной публичной (официальной) системы в обучении правам человека. Государство утверждает, что в Украине создана система правового образования с 1 по 11 класс. В частности, это приводится в информации на перечень вопросов Комитета ООН против пыток и других жестоких, нечеловеческих или унижающих человеческое достоинство видов обращений или наказаний к 5-му периодическому докладу Украины об исполнении Конвенции против пыток . Тем не менее, во-первых, образование в сфере прав человека не абсолютно идентично правовому образованию; во-вторых, уже не первый год подряд поднимается вопрос о недостатках, вызванных содержанием программы предмета «Правоведение» в 9 классе; в-третьих, большинство предметов, связанных с обучением правам человека предлагаются в вариативной части (то есть, являются курсами по выбору) и, принимая во внимание перегруженность школьных программ, в большинстве случаев остаются без внимания; в-четвертых, остается низким уровень подготовки педагогов в отношении обучения правам человека.

Третья составляющая – это недостаток специалистов, которые способны эффективно и качественно использовать просветительские инструменты в целях защиты и поддержки прав человека.

Четвертая составляющая – недостаток практических специализированных учебных программ для негосударственных организаций, которые бы смогли обучать тому, как эффективно пользоваться инструментами защиты прав человека (например, проводить мониторинг, организовывать публичные общественные акции, готовить информационные кампании, планировать стратегическую судебную тяжбу и т.д.).

На сегодняшний день существуют негосударственные организации в Украине, которые в своей деятельности проводят различные мероприятия по обучению правам человека, существует определенный украинский методический опыт, доступны материалы относительно обучения правам человека Совета Европы, ООН.